О научной концепции территориального общественного самоуправления

Источник:

О научной концепции территориального общественного самоуправления


В настоящее время в Российской Федерации созданы 33 тысячи территориальных общественных самоуправлений. В своей деятельности они, прежде всего, руководствуются Федеральным за-коном от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно статье 27 Закона под территориальным общественным само-управлением (далее – ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Из данного определения видно, что ТОСы предназначены для реализации собственных инициатив, направленных на решение вопросов местного значения, которые перечислены в статьях 14, 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ. Такое предназначение позволяет характеризовать ТОСы как организационно-правовую форму участия населения в осуществлении местного самоуправления. При этом без реально действующего территориального общественного самоуправления местное самоуправление вряд ли может быть эффективным.

Повышению качества работы ТОС и их взаимодействия с органами местного самоуправления призвано способствовать научное обеспечение такой деятельности. Важным шагом на этом пути стала разработанная НИИ государствоведения и местного самоуправления научная концепция: «Деятельность органов местного само-управления и территориального общественного самоуправления в Российской Федерации». В названной концепции отмечается, что как институт гражданского общества ТОСы являются связующим звеном между населением и муниципальным уровнем публичной власти. Они – резерв развития демократии и реального вовлечения жителей муниципальных образований в управление общественны-ми процессами и способствуют повышению качества жизни населения, формированию у граждан чувства патриотизма, снижению уровня социальной напряженности.

Юридический статус ТОС впервые был закреплен в принятом 1991 году Законе Российской Федерации «О местном само-управлении в Российской Федерации». В статье 2 этого Закона бы-ло установлено, что местное самоуправление осуществляется населением через представительные органы власти – местные Советы народных депутатов, соответствующие органы управления – мест-ную администрацию, местные референдумы, собрания граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы ТОС. При этом в Законе закреплялась возможность создание ТОС как формы непосредственной демократии и как органов территориального общественного самоуправления.

Однако применить положения этого Закона не удалось, так как во второй половине 1993 года полномочия Советов народных депутатов были прекращены, что способствовало утрате функциональности и территориального общественного самоуправления.

В дальнейшем, правовые основы для их деятельности были закреплены в Федеральном законе от 28 августа 1995 года №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В этом Законе регулирование деятельно-сти ТОС как вида общественной составляющей местного само-управления было отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.

На современном этапе правовое регулирование функционирования ТОС осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (статьи 27, 29, 30) и принимаемыми на его основе уставами муниципальных образований, а также нормативны-ми правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае, если ТОС регистрируется в качестве юридического лица, то его деятельность регулируется Гражданским ко-дексом РФ и другими законодательными актами федерального уровня.

ТОС создается гражданами по месту их жительства на части территории муниципального образования, в том числе жителями многоквартирного жилого дома, сельского населенного пункта, не являющегося поселением. При этом на определенной территории может быть создано только одно территориальное общественное самоуправление. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения, городского округа внутри-городской территории города федерального значения, внутригородского района по предложению населения, проживающего на данной территории. Граница территории должна определяться исходя из сложившейся системы коммуникаций и размещения объектов социальной инфраструктуры – детских садов, школ, остановок транс-порта, интересов людей, наличия доверия между ними. В то же время недопустимо, чтобы предлагаемая граница ТОС пересекала, например, целостные объекты (дома, усадьбы и т.п.).

ТОС считается учрежденным с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного самоуправления в по-рядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Устав ТОС регистрируется в местной администрации. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой осуществляется самоуправление;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельно-сти территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования и деятельности органов террито-риального общественного самоуправления, а также их полномочия;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения, пользования и распоряжения имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
ТОС осуществляется непосредственно населением путем проведения собраний и конференций граждан, а также путем со-здания органов территориального общественного самоуправления и реализации ими своих полномочий.
Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее 1/3 жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее 2/3 избран-ных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее 1/3 жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего воз-раста. Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
В случае создания органов ТОС следует учитывать, что в Федеральном законе №131-ФЗ определены вопросы, которые могут решаться только общим собранием, конференцией граждан, осу-ществляющих территориальное общественное самоуправление. К таким вопросам относятся:
1) установление структуры органов территориального об-щественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного само-управления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного са-моуправления;
4) определение основных направлений деятельности терри-ториального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориально-го общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности ор-ганов территориального общественного самоуправления.
Органам ТОС предоставлены обширные права. Они:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собра-ниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по бла-гоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребно-стей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления про-екты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом. В этом случае ТОС подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
Государственная регистрация в качестве юридического лица расширяет возможности ТОСов в решении местного значения, позволяет им заключать договоры, размещать заказы, аккумулировать добровольные пожертвования и иные денежные средства.
Из общего числа ТОСов в настоящее время в качестве юридических лиц зарегистрированы только 2200, т.е. менее 10%. Как показывают данные Минюста РФ, зарегистрированные ТОСы расположены на территории субъектов Российской Федерации очень неравномерно. Более половины всех зарегистрированных ТОСов (57%), имеющих статус юридического лица находятся в Волгоградской области. Около 800 ТОСов имеют договорные отношения с муниципалитетами, что позволяет им использовать средства местных бюджетов для проведения деятельности по обустройству территорий и иной хозяйственной деятельности, направленных на удовлетворение социально-бытовых потребностей жителей.
На основании своих уставов ТОС могут решать вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, удовлетворяя многие потребности и решая широкий круг проблем жителей определенной территории. К ним относятся благоустройство территории, помощь пожилым людям, организация досуга и занятости детей и подростков, проведение праздников и спортивных соревнований, содействие в проведении паспортизации, охране и поддержании правопорядка, строительство игровых и спортивных площадок, защита прав и интересов жителей. В активе движения ТОС – строительство и ремонт мостов, восстановление дорог и источников воды, памятников и объектов духовного наследия, объектов культуры (центров досуга и домов культуры), создание туристических объектов, домов творчества и ремесел.
Практика показывает, что проекты ТОС в основном схожи по своей сути и нацелены на решение местных проблем территорий. Проекты ТОС реализуются преимущественно по 5 основным направлениям:
— благоустройство населенного пункта;
— сохранение и использование местного исторического, культурного наследия, сохранение народных традиций и промыс-лов;
— развитие физической культуры и спорта;
— поддержка социально уязвимых групп;
— экологическая культура и безопасность.
Федеральный закон №131-ФЗ установил две формы взаимодействия органов местного самоуправления и органов ТОС: внесение органами ТОС проектов муниципальных правовых актов, под-лежащих обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов и заключение органами ТОС договоров с органами местного самоуправления, в т.ч. в части осуществления хозяйственной деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, в том числе с использованием средств местного бюджета;
Данный перечень не является исчерпывающим и спектр форм взаимодействия ТОСов и органов местного самоуправления может быть значительно шире.
Положениями о ТОС в муниципальных образованиях также предусматриваются:
— внесение органами ТОС предложений в соответствующие органы о привлечении к административной ответственности долж-ностных лиц и граждан, совершивших административные правона-рушения;
— внесение органами ТОС предложений об улучшении рабо-ты общественного пассажирского транспорта;
— выступление органов ТОС с инициативой о проведении публичных слушаний;
— присутствие на заседаниях представительного органа муниципального образования, совещаниях у главы муниципального образования.
Органы местного самоуправления осуществляют информирование органов ТОС о принятых решениях, оказывают методическую поддержку ТОСам, привлекают их к разработке планов мероприятий по жизнеобеспечению муниципальной территории, реализуют целевые программы поддержки ТОС, поощряют представите-ей ТОС, проводят обучающие семинары, ежегодные фестивали, конференции, другие мероприятия, направленные на содействие органам ТОС и стимулирование активности жителей. В свою очередь активная деятельность ТОС в муниципальных образованиях способна вовлечь в общественно полезную деятельность большое число жителей, расширить возможности органов местного само-управления в решении вопросов местного значения, привлечь к их решению население.
В то же время муниципальная власть пока не всегда учитывает, что ТОСы способны сделать ее работу более эффективной. Активность населения порой просто подавляется, поскольку органы местного самоуправления видят в территориальном общественном самоуправлении не партнера, а конкурента, который хочет за-брать себе некоторые их полномочия. Между тем, прямое участие населения в принятии управленческих решений органами местного самоуправления благоприятно влияет на эффективность управленческих процессов, как в общегосударственном масштабе, так и на уровне отдельно взятого муниципального образования.
Осознание того, что ТОСы являются реальными партнѐрами органов местного самоуправления приводит к формированию новых работающих механизмов их сотрудничества и повышению его эффективности. Сотрудничество ТОС с органами местного само-управления является не просто позитивной, а зачастую единственно возможной социальной технологией, которая позволяет сформировать новые модели социального партнѐрства и, в конечном итоге, привести к улучшению качества жизни на конкретной территории.
Существенным резервом активизации взаимодействия ТОС и органов местного самоуправления является улучшение правового регулирования их сотрудничества. В этой связи целесообразно было бы внести изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного само-управления в Российской Федерации» и Гражданский кодекс Российской Федерации. В названном Федеральном законе следовало бы:
— установить полномочия органов местного самоуправления по оказанию поддержки территориальному общественному само-управлению в процессе его деятельности, в том числе за счет средств местных бюджетов;
— более четко определить содержание хозяйственной дея-тельности, которую вправе осуществлять органы территориального общественного самоуправления;
— закрепить право органов территориального общественного самоуправления осуществлять координационную деятельность по-средством объединения усилий других общественных образований, функционирующих по месту жительства населения;
— предоставить органам территориального общественного самоуправления, право объединять финансовые средства юридиче-ских и физических лиц для осуществления работ по благоустрой-ству территорий их места нахождения.
В целях расширения практики создания территориального общественного самоуправления со статусом юридического лица следовало бы установить их особый статус некоммерческих юридических лиц. Для этого потребуется внесение поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
На уровне регионального законодательства и муниципальных правовых актов целесообразно принять процессуальные акты, закрепляющие процедуры участия органов территориального общественного самоуправления в правотворческой деятельности представительных органов, а также в разработке и реализации муниципальных социально-экономических программ.
Полный текст научной концепции «Взаимодействия органов местного самоуправления и территориального общественного самоуправления в Российской Федерации» опубликован в настоящем сборнике.
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!