13. Алгоритм формирования территориально-хозяйственных комплексов

Несомненно, что территориально-хозяйственные комплексы, целенаправленно создаваемые в рамках программ развития территорий, должны содержать не только производственные звенья технологических цепочек, но и центры прибыли каждой из них, иначе на территории останется только покрытие затрат производства, а ресурс развития (и социального, и экономического) уйдет кому-то другому.

Роль Корпорации развития территории состоит именно в том, 

чтобы не только формировать технологические бизнес-цепочки «от природного ресурса до конечного потребителя», а также модернизировать все звенья производства, но и контролировать центр прибыли для её перераспределения между звеньями цепочки, а также и между цепочками в рамках межотраслевой балансировки. Именно это является источником формирования ценовых пропорций на локальном рынке территории, чтобы защитить его от действия мирового спекулятивно-финансового капитала, — защитить товаропроизводителя территории от внешних монополий.

Данный механизм аналогичен описанному К.Марксом в «Капитале» под наименованием «межрегиональной ренты». Именно эти обстоятельства позволили А.П.Паршеву в своей книге «Почему Россия не Америка» /19/ обосновать невозможность свободно-рыночного противостояния отечественных товаропроизводителей и необходимость им институциональной поддержки.

Такая институциональная поддержка оказывается практически во всех странах, однако в России она во много раз меньше, чем в странах, производящих конкурентную продукцию.

Роль Корпорации развития территории 

в этих условиях – это роль недостающего звена рыночного механизма, отчитывающегося не фактом траты бюджетных денег («сколько дали – столько и потратили»), а результатом – успешностью и рентабельностью бизнеса на территории своей деятельности. Корпорация развития территории отвечает за рентабельность всех звеньев формируемого комплекса, для чего она и осуществляет межотраслевую балансировку и субсидирование закупочными ценами и стоимостью услуг.

Алгоритм формирования территориально-хозяйственных комплексов начинается с взаимодействия с действующими хозяйствующими субъектами (бизнесами, домохозяйствами), а также муниципальными и региональными органами власти. Так, у муниципальных и региональных властей выясняется наличие «госплановского районирования» данной территории, сделанного во времена СССР, в котором уже проанализированы имеющиеся природные ресурсы, производственные мощности и инфраструктура, а также сделаны рекомендации по предпочтительному варианту развития.

У домохозяйств (через муниципальные органы власти) выясняется возможность их интенсификации с целью определения объема и номенклатуры возможной к производству дополнительной товарной продукции, условия для обработки и сбыта которой должна создавать Корпорация Развития территории.

У действующих бизнесов выясняется их видение перспектив собственного производственного развития, чтобы именно на этих намерениях и строить программы развития территории, воспринимая недостижимую для бизнесов часть развития – как задание для Корпорации Развития территории.

При взаимодействии с бизнесами и домохозяйствами на территории, роль Корпорации Развития аналогична роли «импресарио» у певца-исполнителя – Корпорация не конкурирует с товаропроизводителями, а создает все условия для их эффективной работы. Именно поэтому наиболее соответствующая задачам организационно-правовая форма Корпорации – автономная некоммерческая организация или Фонд (ст. 118 ГК РФ), унитарное предприятие на праве полного хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), а также возможно — Государственная Корпорация. Общие вопросы, касающиеся имущества, обязательств, ответственности госкорпораций, регламентируются Главой II Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (статья 7.1). В данном законе дается понятие государственной корпорации, под которым понимается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. В данном ФЗ, однако, ничего не сказано о возможности учреждения Госкорпорации региональным уровнем государственной власти.

Наиболее естественным будет развитие организационно-правовой формы Корпорации Развития территории от некоммерческой организации в сторону повышения её коммерческой правоспособности – по мере её развития и установления действенного контроля за её работой со стороны органов власти территории.

Корпорация Развития территории на основании изучения природо-ресурсного потенциала, намерений хозяйствующих субъектов и имеющейся инфраструктуры, совместно с органами исполнительной власти разрабатывает сценарии развития территории, один из которых, после утверждения его органом представительной власти территории, становится Законом, обязательным для исполнения.

Закон по Программе Развития территории обязывает Корпорацию Развития на своем балансе и от своего имени создать все условия для осуществления Программы Развития. Для этого Корпорация Развития принимает на баланс всю необходимую инфраструктуру, а также создает её недостающие звенья. К таким звеньям относятся предприятия, занимающиеся технологическим развитием и обслуживанием отраслей материального производства («Сельхозтехника», «Сельхозхимия», зооветеринария, мелиорация и лесовосстановление, племзаводы, пр.)

Несомненно, что предприятия инфраструктуры, обеспечивающие работу создаваемого территориально-хозяйственного комплекса далее – ТХК), не должны иметь конфликт интересов с коммерческими товаропроизводителями, поэтому в составе создаваемого комплекса должен быть сформирован некоммерческий сектор (на балансе Корпорации, либо вне его, но во взаимодействии с ней) в составе:

— предприятий, обеспечивающих цикл инновационного развития ТХК по утвержденным Программой Развития направлениям;

— предприятий, инфраструктуры;

— предприятий в составе ТХК, утративших свой коммерческий потенциал (например, в связи с истощением природо-ресурсной базы или изменением внешнеэкономической коньюктуры), когда должен работать механизм, зеркальный по отношению к приватизации.

Суть такого механизма в том, что в ситуации, когда работающий бизнес объективно не может нести бремя налогов, то его не разоряют с уничтожением производства, что нежелательно для всего ТХК, поскольку от этого звена зависят другие звенья технологических цепочек и вся межотраслевая балансировка, а переводят в режим, когда собственником предприятия объявяется отказ от коммерческой прибыли, а взамен наступает режим работы по смете. При этом смета затрат формируется по усредненным показателям оплаты труда в регионе, а на предприятии вводится внешее со стороны Корпорации Развития управление. При этом совершенно не обязательно экспроприировать такое предприятие – вполне достаточна форма его управления со стороны Агента Государства – Корпорации Развития (что означает обратную передачу его в управление собственнику при возобновлении рентабельности его работы).

Идеальным и логически завершенным был бы механизм, когда на таких санируемых предприятиях вводился бы режим рентного налогообложения при первичности покрытия собственных затрат производства и вторичности уплаты всей совокупности налогов и платежей (казенный режим работы предприятия).

Финансирование предприятий Некоммерческого Сектора (по сметам затрат) будет осуществляться Корпорацией Развития за счет перераспределения прибыли всего комплекса.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!