Опыт территориальной организации местного самоуправления в зарубежных странах

Опыт территориальной организации местного самоуправления в зарубежных странах

Опыт территориальной организации местного самоуправления в зарубежных странах


В современном мире насчитывается более 180 независимых государств, в каждом из кото- рых существует своя система местного управ- ления, а вфедеративных государствах в каждом субъекте федерации действуют свои системы организацииместногоуправления, вряде случаев существуют значительные различия и внутри отдельныхгосударств или субъектов федерации. Такимобразом, возможно существование бо- лее 180 национальных систем местного управ- ления, в рамках 20 из которых присутствует до 50 (до 88, если учитывать Россию) субнацио- нальных систем. Система местных органов, которые строятся с учетом административно-территориального деления, весьма различна в мире.Страны имеют двухзвенную, трехзвенную, четырехзвенную или даже пятизвенную системуместной власти. Системаместныхорганов взарубежных стра- нах обычно строится в соответствии с админист- ративно-территориальным делением, единицы которого служат пространственным пределом местных властей. Не случайно в западной лите- ратуре местное управление определяется как «политический институт, властные полномочия или же юрисдикция которого распространяют- ся на какую-либо часть территории соответ- ствующего государства». Нас интересует в первую очередь низовое звено местного самоуправления. Для целого ряда стран характерно многообра- зие видов низового звена местного самоуправле- ния.Это относитсякСША, Германии, Канадеи др. Низовое звено административно-территори- альной структуры образуют населенные пунк- ты (город, деревня, поселок), группы деревень (например в Бангладеш), городские районы (вомногихкрупнейшихгородахмира)идажеотдель- ные кварталы (например в Индонезии). Свое- образной низовой единицей является кочевое племяили род (как вМали, Нигере).Среднее зве- но административно-территориального деления составляют вышестоящие единицы (провинции и области в Италии, префектуры в Японии). На низовом уровне местное самоуправление осуществляется чаще всего посредством муни- ципалитетов, т.е. самоуправляющихся общин, обладающих статусом юридического лица. Для государств континентального права типична унифицированная системаместного самоуправ- ления на низовом уровне. Здесь любая община управляется по единому образцу, и правами муниципалитетов обычно пользуются как город- ские, так и сельские общины независимо от раз- меров территории и численности населения. При дифференцированной системеместного са- моуправления, характерной для стран англосак- сонского права, муниципалитеты создаются в ос- новном в городах (во многих западных госу- дарствах, правда, разграничениемежду городс- кой и сельской местностью носит достаточно ус- ловный характер, и отнесение того или иного населенного пункта к городу или деревне опре- деляется преимущественно количеством его жителей). Критериями для образования муниципали- тета могут служить численность населения и общий уровень развития соответствующей территориальной единицы, ее доход, историче- ская значимость и т.п. В большинстве американ- ских штатов, например, основным требованием к поселениям, стремящимся получить статус му- ниципальной корпорации (термины «корпора- ция» и «муниципалитет» здесь взаимозаменяе- мы, и муниципалитет обычно определяется как единица местного самоуправления на инкорпо- рированной территории), является установлен- ная минимальная численность населения (75 чел. в Алабаме, 300 в Канзасе, 500 в Калифорнии). Кроме того, обычно составляется петиция от жи- телей с просьбой об инкорпорации, содержащая указание границ и численности населения пред- полагаемого муниципалитета. Необходимо так- же провести в поселении общее голосование по данному вопросу. В Индии муниципалитеты обычно создаются на территории с населением неменее 5 тыс. чел., 3/4 которого не должно быть занято в сельском хозяйстве. Плотность населения при этом, как правило, должна быть не менее 1 тыс. чел. на 1 кв. милю. Весьма разнообразен типовой состав местно- го самоуправления в Канаде, хотя независимо от органов местного самоуправления их приня- то называть муниципальными. В большинстве провинций существуют четыре типа: сити, та- Л.А. Капустян Опыт территориальной организации местного самоуправления в зарубежных странах ÝÊÎÍÎÌÈÊÀ PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 13 уншипы, вилиджи и муниципалитеты. Причем основным критерием выделения этих типов яв- ляется численность населения, проживающего на муниципальной территории. К примеру, для ситиминимальная численность населения колеб- лется от 5 до 15 тыс. чел., а для таунов – 500 чел. (провинция Саскачеван). В рядемест существу- ют и некоторые другие критерии для создания муниципальных образований. Например, общий уровень развития соответствующей единицы, ее доход, историческая значимость. В последние годы для большинства зарубеж- ных стран (как постиндустриальных, так и с пе- реходной экономикой) характерны укрупнение муниципальных образований, введение в ряде стран ограничений поразмерумуниципалитетов. Целью реформ, как правило, являлось фор- мирование «жизнеспособных» муниципалите- тов с территорией и налоговой базой, которые позволяли бы органамместного самоуправления эффективно решать местные вопросы. В то же время муниципалитеты должны были иметь ко- личество жителей, достаточное для того, чтобы создать школы, дома для престарелых, детские сады и другие учреждения местного характера, финансово оправдывающие качественный уро- вень их содержания. Опыт укрупнения был и позитивным, и нега- тивным. Попытки «командного слияния» муни- ципалитетов заканчивались неудачей даже в таких высокоцентрализованных странах, как Франция. Напротив, успех достигался при объе- динении муниципалитетов на добровольной ос- нове. Даже если новые границы надмуниципаль- ных образований проводились «сверху», то это делалось на основе длительного опыта межму- ниципальной кооперации и дорогостоящих ис- следований, обеспечивавшихвсесторонний учет хозяйственных, исторических икультурных свя- зей муниципалитетов. Новая редакция Федерального закона «Об общих принципах организации местного само- управления вРоссийскойФедерации» содержит требования к формированию территорий муни- ципальных образований и определению струк- тур органов местного самоуправления, суще- ственно отличающиеся от соответствующих положений прежней редакции названного Зако- на. Если ранее субъекты Российской Федерации имели возможность устанавливать территории муниципальных образований практически без каких-либо ограничений, разделять или не раз- делять вопросы местного значения, доходные источники местных бюджетов, распределять объекты собственности между муниципальны- ми образованиями по собственному усмотрению, то в новой ситуации закрепляются обязатель- ность наличия нескольких категорий муници- пальных образований (городские и сельские по- селения, муниципальные районы, городские округа); вопросы местного значения, относящие- ся к компетенции каждой из категорий муници- пальных образований; требования к формиро- ванию территорий муниципальных образова- ний; принципыи механизмыопределения струк- тур органов местного самоуправления и разде- ления компетенции между ними. В соответствии с новым законом местное са- моуправление осуществляется на всей терри- тории РоссийскойФедерации в городских, сель- ских поселениях, муниципальных районах, го- родских округахи на внутригородских террито- риях городов федерального значения. Таким образом, Россия пошла по пути уни- фикации муниципальных образований, что, на наш взгляд, не вполне обоснованно для страны сразличными природными, национальными, эко- номическими особенностями территории. Другая проблема, на наш взгляд, вызванная осознаннымстремлениемрасширить сферу пол- номочий местныхсообществ и сократить дистан- циюмежду населениеми органами местной вла- сти, связана с увеличением количества муни- ципальных образований до 30000. Данная цифра не является случайной и соответствует пример- ному количеству органов государственного уп- равления на местах в советский период. Так, по свидетельству В. Лексина и А. Швецова, до 1993 г. в Российской Федерации функциониро- вало 29445 органов государственной власти, тог- да как в 1998 г., через три года после принятия закона «Об общих принципах организации мес- тного самоуправления», численность муници- пальных образований была в пределах от 12532 (данные Госкомстата) до 13669 (данные Центриз- биркома). В Алтайском крае численность муни- ципальных образований резко возросла. По об- щему количеству муниципальных образований и по числу сельских поселений он занимает 3 место (после республик Башкортостан и Та- тарстан). С нашей точки зрения, при решении проблем местного управления необходимо учи- тывать мировой опыт территориальной органи- зации местного самоуправления.


Источник

18:15
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!