О потенциале территориального общественного самоуправления (ТОС)

Источник:

О потенциале территориального общественного самоуправления (ТОС)


Институт территориального общественного самоуправления (далее – ТОС) развивается в нашей стране более двадцати лет. Однако до сих пор не решены системные проблемы, затрудняющие его развитие. Одна из ключевых проблем заключается в том, что ТОСы воспринимаются как нечто отдельное от добровольчества, волонтерства и иной общественно-полезной деятельности. В том числе деятельности по благоустройству. При этом создаются от-дельные механизмы для поддержки ТОСов, с одной стороны, доб-ровольчества и волонтерства, с другой стороны, и социально-орентированных НКО, с третьей стороны. 

Главы муниципальных образований ломают голову над тем, как обеспечить общественное участие в мероприятиях федеральной программы по благоустройству. А в это время ТОСы пытаются разными путями донести свои инициативы до органов местного самоуправления. Все это происходит потому, что в федеральных про-граммах по развитию волонтерства, поддержки социально ориентированных НКО и формированию комфортной городской среды ТОСы нигде не упоминаются. 

В субъектах Российской Федерации на местах создаются те общественные структуры, которые упоминаются в федеральных программах. При этом часто забывают о тех, которые уже созданы, работают и показывают высокие результаты. Однако отсутствие ТОСов в федеральных программах отнюдь не говорит о том, что их запрещено привлекать к выполнению указанных программ. Наоборот, субъектам России переданы обширные полномочия в сфере правового регулирования. При этом возросли требования к эффективности управления и расходов. 

Назрела пора объединять ресурсы, развивать и использовать уже имеющийся потенциал. Следует привести к общему знаменателю всю большую работу по поддержке общественной инициативы, которая уже проведена и ведется на всех уровнях власти. Таким знаменателем должен стать институт ТОС. 

Инициативные группы сегодня есть, а завтра их нет. Общественные и политические организации стремятся решать свои вопросы на максимально высоком уровне. Только ТОСы всегда останутся «на земле» в качестве самоорганизованных соседских сообществ, которые самостоятельно и под свою ответственность осуществляют инициативы по вопросам местного значения. На сегодня ТОСы – единственные, постоянно действующие площадки, где формируются и реализуются интересы жителей конкретных территорий. 

Конечно, ТОСы не должны быть единственными субъектами общественной инициативы. Но за ними надо признать особый, если угодно, приоритетный статус. 

Остальные проблемы группируются по уровням власти: федеральный, региональный и муниципальный. Среди проблем федерального уровня следует отметить коллизии в законодательстве, которые затрудняют процессы получения ТОСами статуса юридического лица. Есть несогласованность между Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общественных объединениях» и Гражданским кодексом Российской Федерации. В целях их гармонизации Общероссийский Конгресс муниципальных образований и Общенациональная ассоциация ТОС предлагают закрепить за ТОСами особую правовую форму, чтобы они не смешивались с общественными организациями и с иными НКО. Вопрос обсуждал-ся с коллегами из Минюста Российской Федерации. Мы достигли взаимопонимания и продолжаем работу. 

Следующая группа проблем находится в региональной плос-кости. Прежде всего, следует отметить, что далеко не все руководители субъектов Российской Федерации осознают свою причастность к развитию инициативы на местах. 

По закону субъекты Российской Федерации не участвуют в регулировании ТОС. Однако практика показывает, что ТОСы развиваются именно там, где созданы региональные инструменты для их поддержки. Речь идет и о правовых механизмах в виде законов и концепций, и о бюджетных формах поддержки в виде грантов и субсидий. Особенно актуальна региональная поддержка для ТОСов в сельской местности. Примеров такой поддержки немало. Так, в Архангельской области принята Концепция развития ТОС и проводятся конкурсы социально-значимых проектов ТОСов на получение областного гранта. В Пермском крае применяется аналогичный механизм, но в рамках подпрограммы «Развитие ТОС» краевой про-граммы «Региональная политика и развитие территорий». В Волгоградской области с 2006 по 2012 годы тоже применялись программные методы поддержки ТОС, что способствовало их актив-ному развитию. В Краснодарском крае региональная поддержка гражданских инициатив осуществляется именно через ТОС. 

Важно, что к участию в региональных и муниципальных программах допускаются и те ТОСы, которые не имеют статуса юридического лица. И в этом случае, помимо возможности получения средств на реализацию своих инициатив, общественники полу-чают региональные площадки для обмена опытом и совместного обсуждения общих вопросов. В целом, сложилась следующая ситу-ация. У муниципалитетов (особенно, сельских) денег на поддержку общественных инициатив нет. Но деньги есть у субъектов России. Как известно, кто платит, тот и музыку заказывает. Поэтому именно субъекты Российской Федерации определяют, чем будут заниматься ТОСы. При необходимости, к примеру, как приоритетные для получения региональных грантов на реализацию социально-значимых проектов ТОСов можно определить такие направления как очистка территории от мусора, а также профилактика детских и подростковых правонарушений. Если же нужно обеспечить социальную помощь одиноким престарелым гражданам, проживающим в отдаленных деревнях, то и это направление деятельности ТОС может быть отражено в положении о региональном конкурсе ТОС. 

Как известно, имеется поручение Президента России переда-вать до 10% региональных и муниципальных социальных программ на реализацию социально-ориентированным НКО. Такие НКО успешно развиваются в городах, но в сельской местности их немно-го. В то же время сельские ТОСы в статусе юридического лица с успехом могут обеспечить выполнение социально-полезных услуг в рамках этого поручения Президента России. 

Об этом свидетельствует и практика. Так, например, ТОС «Заозерье» из Мезенского района Архангельской области, в 2004 году этот ТОС открыл дом-интернат для престарелых. Граждане сами создали весь комплекс интерната вместе с подсобным хозяйством «под ключ». Сами нашли медицинский персонал и обеспечили медиков жильем. Дом престарелых буквально спас депрессивную деревню, а одинокие пожилые люди получили возможность достойно провести остаток своей жизни. За эту работу в мае 2015 года председатель ТОСа Татьяна Коротаева была награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Примечательно, что в 2016 году в Архангельской области на финансовую поддержку проектов ТОС в рамках областной программы и соответствующих муниципальных программ было направлено: 

— двенадцать с половиной миллионов рублей из областного бюджета, 

— шесть миллионов двести тысяч рублей из бюджетов городских округов и муниципальных районов, 

— один миллион восемьсот тысяч рублей из бюджетов поселений. При этом сумма не бюджетных средств, которые привлекли ТОСы, почти сравнялась с областным финансированием 

– более двенадцати миллионов рублей. Другой пример социально-значимой деятельности ТОС из Череповецкого района Вологодской области. ТОС «Городище – наш дом» в 2016 году инициировал строительство дороги к своему поселку от федеральной трассы. Строительство дороги и благо-устройство придорожной территории обошлось в 20 миллионов рублей. 9 миллионов из них 

– это бюджетные средства. Остальные 11 миллионов ТОС привлек сам. 

Эти примеры и цифры очень впечатляют и показывают какие колоссальные возможности имеют ТОСы. 

И все же иногда спрашивают: зачем субъектам Российской Федерации поддерживать ТОСы? Ответ заключается в приведенных ранее и многих других примерах. Региональные программы поддержки ТОСов задают направления для активности граждан. Нужно ли это регионам? Конечно, нужно! Каждый рубль, вложенный в проекты ТОСов, дает в итоге не только материальный, но и социальный результат. Граждане по-хорошему привыкают к сотрудничеству с властями. За счет этого растет социальная и политическая стабильность. В решении этой задачи главы субъектов Российской Федерации заинтересованы напрямую. В свою очередь ТОСы также могут привлекать дополнительные внебюджетные средства в развитие территорий, осуществлять общественный контроль за работой подрядчиков и управляющих компаний, обеспечивать охрану общественного порядка, организовывать участие жите-лей в формировании программ благоустройства. Их потенциал позволяет заниматься гражданским просвещением среди соседей, вовлекать детей и молодежь в общественно-полезную и волонтер-скую деятельность. Это все сейчас очень актуально. 

Но как организовать эту работу? Как показывает успешная практика, обычно здесь задействованы несколько участников. Каждый из них должен исполнять свои функции. Прежде всего, это подразделения региональных администраций, отвечающие за внут-реннюю политику. Они определяют основные принципы развития и поддержки ТОС в субъекте России и принимают ключевые решения. Основная текущая деятельность осуществляется в муниципальных образованиях. На местах ТОСы получают первичную ре-гистрацию, правовую, методическую и материально-техническую поддержку. Через муниципалитеты ТОСы получают гранты и направляют свои отчеты о реализации выделенных средств. 

Мониторинг проблем и достижений, общая координация, со-здание инструментов методической, просветительской и информационной поддержки, следует отдать на исполнение общественному сектору. На данном этапе – это советы муниципальных образова-ний субъектов Российской Федерации. 

В настоящее время Общероссийский Конгресс муниципаль-ных образований и Общенациональная ассоциация ТОС ведут ра-боту по созданию региональных координаторов ТОС под эгидой региональных советов муниципальных образований. Со временем эти органы должны войти в число полноправных участников управления развитием института ТОС в каждом субъекте Россий-ской Федерации. 

Форма регионального координатора может быть разная. Это может быть региональная ассоциация ТОС, зарегистрированная в качестве юридического лица. Так сделано в Рязанской области и в Республике Коми. В Воронежской области создан координацион-ный совет. Возможно также создание общественного или эксперт-ного совета, или постоянно действующей комиссии. Вариантов много. Но обязательным условием этого процесса должно стать участие актива ТОС в работе регионального координатора. Только так можно решить проблему фиктивных ТОСов, созданных только на бумаге.

Выбор формы регионального координатора остается за субъектом России и может быть закреплен в региональном законодательстве. Например, в законодательном акте, который определяет параметры взаимодействия государственных органов с советом муниципальных образований. 

Это позволит поднять общественную инициативу с локального на региональный уровень. При этом сохранится привязка сферы интересов каждого ТОСа к границам и вопросам своей территории. Тогда будет устранена и такая проблема, как противостояние местного самоуправления и ТОС. На самом деле, эта проблема надумана. При разумном подходе никакого противостояния, никакой ревности или недоверия не должно быть. 

Мы предлагаем создать единую региональную систему управления развитием ТОС, в которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, советы муниципальных образований и ТОСы будут вовлечены в общее дело. При этом каждый ее участник будет работать на достижение конкретного результата. Сумма этих достижений станет вкладом в развитие и про-цветание Российской Федерации и положительно отразится на жизни нашего народа.
Комментарий редакции:
Местное самоуправление в России. Народное управление в Российской федерации. Самоорганизация граждан в формы общественного управления.
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!