​10. Опыт создания Фонда Поколений в 1994-2008 гг.

Фонд поколений Ханты-Мансийского автономного округа (далее – Фонд поколений) был образован на основании именного закона ХМАО от 15.12.1994 № 9-ОЗ для «обеспечения материальной основы социально-экономического развития округа…создания гарантий обеспечения уровня жизни и занятости населения региона…»


В 1994-2008 годах автор имел личную возможность опробовать вышеуказанный алгоритм действий в сфере практической коммерческой деятельности в ряде районов Западной Сибири, что принесло видимые результаты и позволяет утверждать, что мне удалось увидеть прообраз будущего общественно-экономического устройства России.

В 1992 году я был приглашен Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа А.В.Филипенко для решения проблем регионального развития, а после образования Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа (далее – Фонд поколений), по его совместному решению с председателем Думы ХМАО С.С.Собяниным, – я вместе с молодым выпускником Исторического факультега Лениградского Государственного университета А.И.Кондыревым, — был назначен одним из двух руководителей Фонда, которым и оставался до 2008 года.Сферой моей ответственности в структуре Фонда поколений являлось руководство промышленными предприятиями, в то время, как у А.И.Кондырева – внешне-политическая, информацинная деятельность, а также курирование бизнесов в европейской части страны.

Фонд поколений Ханты-Мансийского автономного округа (далее – Фонд поколений) был образован на основании именного закона ХМАО от 15.12.1994 № 9-ОЗ для «обеспечения материальной основы социально-экономического развития округа…создания гарантий обеспечения уровня жизни и занятости населения региона…» в качестве «комплекса капитализированных финансовых средств, имущества и прав…является неделимой и неотчуждаемой собственностью округа…», управляемый Исполнительной дирекцией Фонда поколений – первоначально, специализированным государственным учреждением, а затем – государственным предприятием. Схема управления активами Фонда поколений изменялась вместе с изменением российского законодательства.

К 2008 году Исполнительная дирекция была преобразована в государственное предприятие, уставной капитал которого сформирован из активов Фонда поколений для обеспечения её дееспособности и оперативности её работы, при одновременном усилении системы руководства и контроля за деятельностью Дирекции со стороны исполнительной и представительной ветвей региональной власти.

Первоначально в активы Фонда поколений заводились неденежные активы государственной собственности Округа, нуждающиеся в управлении, а в период с конца 90-х до 2004 года были и некоторые денежные поступления по целевому финансированию отраслевых программ развития Округа (восстановление лесопромышленного и рыбоводческого комплексов), исполнение которых поручалось ГУП «Исполнительная дирекция Фонда поколений ХМАО».

Первоначально в Фонд передавались неликвидные госактивы – банкротные леспромхозы, развалины производств, оборудование под снегом, векселя банкротных предприятий и т.п. Везде за этими «активами» стояли люди, их судьбы, их будущее. И из этого «добра» мы стали создавать активы реальные – за 14 лет «подняли» около 170 отдельных бизнесов, создали Корпорацию с 12,5 тыс.работников и прибылью в сотни миллионов рублей в год, что позволило реализовать вне бюджетной росписи много социальных проектов и программ. В своей деятельности Фонд поколений вышел на территории Тюменской, Челябинской, Свердловской областей, в Москву и Санкт-Петербург.

Рецептами налаживания бизнесов всегда были:

модернизация производств, т.е. подбор Фондом самых современных мировых технологий и обеспечение Фондом всей полноты средств производства (часто Фонд закупал и держал их на своем балансе, лишь предоставляя в пользование), а также оборотным капиталом;

-создание вертикально-интегрированных цепочек, когда для каждого бизнеса с разорванными и неэффективными хозяйственными связями Фонд «достраивал» цепочку целиком и перераспределял прибыль между её участниками.

При формировании верикально-интегрированных цепочек, Фонд поколений невольно стал интегратором создания территориально-хозяйственных комплексов, являющихся качественно иными участниками финансовых отношений: такие комплексы, сбалансированные межотраслевым балансом по основным товарным группам, абсолютно устойчивы к рыночным колебаниям, а потому являются заемщиками высокой надежности, т.е. способны привлекать не только дорогие кредитные ресурсы, но и ресурсы фондирования.

Кроме того, по мере развития структуры Фонда поколений, в его составе появился и набрал величину «Ханты-Мансийский банк», выполнявший роль не только собственного расчетно-кассового центра и участника рынка финансовых активов, но и центра, осуществляющего кредитную эмиссию за счет банковского мультипликатора. Фактически ВРП нескольких территориально-хозяйственных комплексов (районов) стал проходить черезБанк, с возможностью оперативного размещения временно-свободных средств на фондовом рынке, а устойчивость Банка в его опоре на территориально-хозяйственные комплексы, позволила Банку строить свою работу на фондовом рынке с высоким значением «кредитного плеча».

Впрочем, все эти головокружительные возможности ограничивались жестким контролем работы и Исполнительной дирекции Фонда поколений, и Ханты-Мансийского банка со стороны исполнительной и представительной ветвей власти региона через механизмы ограничений правоспособности и согласовании ряда видов сделок, непрерывном контроле исполнения утвержденных программ и инструментов их реализации.

Формами работы Фонда поколений при создании территориально-хозяйственных комплексов были:

— построение Фондом поколений партнерских отношений с предприятиями различных форм собственности, когда Фонд не отчуждает предоставляемый бизнесу актив, а держит его на своем балансе и разделяет с бизнесом ответственность за результат (совместная деятельность по ст. 1041 ГК РФ);

— целенаправленное достраивание Фондом поколений недостающих звеньев единой бизнес-цепочки — функция «дивелопера»;

— снятие Фондом поколений с бизнеса несвойственных ему функций (обеспечение устойчивости по сырьевому и сбытовому концам, финансирование развития, научно-техническое перевооружение и пр.) – функция попечителя, «антрепренера» бизнеса;

— координация развития различных бизнесов для вхождения их в единую технологическую цепочку (выработка программы развития территории и предоставление её на утверждение парламентом территории, индикативным планированием доведение до каждого наиболее рациональной производственной программы) – функция дирижера бизнесов.

К 2008 году, когда я перешел из Фонда на другую работу, в составе Фонда поколений находились бизнесы:

2 лесопромышленных холдинга:

— «ОАО «Кода-Лес» с лесо-заготовкой и 8 заводами в Нефтеюганском, Советском, Нижневартовском и Ханты-Мансийском районах ХМАО;

-ОАО «МДФ» с лесо-заготовкой и 4 заводами в Кондинском районе ХМАО;

2 сельскохозяйственных холдинга:

— на основе ОАО «Птицефабрика «Боровская» (1 место в мире по стаду), крупнейшего в Сибири Ялуторовского элеватора, комбикормового завода «Бикор» в Заводоуковском районе Тюменской области и около 15 зерноводческих колхозов;

— на основе ОАО «Птицефабрика «Челябинская» (5 место в РФ по стаду), Еманжелинского элеваторного комплекса (8 элеваторов и заводов) и около 12 колхозов;

1 холдинг оптово-розничной торговли на основе ОАО «Торговый дом «Боровский» (1 место по объему опта за Уралом), ОАО «Юграторг» (с базами хранения и десятками магазинов и точек общепита, ОАО «Гостиный Двор», ОАО «ПТК «Югра», заводами по выпечке хлеба, производству кондитерки, майонеза, ликеро-водочных и пр.

1 холдинг гостинично-спортивного бизнеса на основе ОАО «Интерспорт» (оператор Биатлонного Центра, горнолыжного комплекса), ОАО «Гостиница «На семи холмах», фитнес-центра, спорт-бизнес-центра, гостиниц «сьюит» (квартир) и пр.,

1 холдинг доходной недвижимости в Санкт-Петербурге на основе бизнес-центров «Югра», «Колхида», элитных квартир, участия в жилищносм строительстве в Москве (вместе с «Мосфундамент-6» и «Миэль»);

Начал формироваться холдинг по рыборазведению и рыбопереработке на основе 3 рыбоперерабатывающих заводов (в Сургуте, Октябрьском, Ханты-Мансийске) и осетровом рыбо-разводном заводе производительностью 15 т черной икры в год в Ханты-Мансийске;

ОАО «Ханты-Мансийский банк КБ»;

А также, в отдельные периоды времени в уставном капитале, либо в управлении активы: 34% акций ОАО «ЮТэйр» (самый большой пакет), акции ДОК «Красный Октябрь», акции «ОАО «Птицефабрика Пышминская» и др.

К 2008 году из средств Фонда поколений профинансировано строительство объектов общественно-значимой инфраструктуры:

— Картинная галерея и Окружная библиотека с кафе и кинозалом интеллектуального кино – в стиле модерн-классицизм, — с закупкой по всему миру коллекции более 300 картин русской классической школы живописи, коллекций икон, ДПИ, резной кости и пр.

— Биатлонного комплекса мирового уровня в Ханты-Мансийске с горнолыжным комплексом, гостиницей, пресс-центром, пр.

— Общественно-делового центра «Гостиный Двор» (типа ГУМ) в Ханты-Мансийске;

— реконструкция и строительство клуба и 50-метрового бассейна в пос. Боровский Тюменской области;

— строительство жилья для работников предприятий Фонда в пос. Ун-Юган, Нефтеюганске, Мортка, Боровский, Ханты-Мансийск.

К 2008 году Фонд поколений финансировал следующие социальные программы:

— образовательные гранты за успехи в учебе по итогам окружных олимпиад (вплоть до оплаты обучения в престижных университетах мира);

— ежегодные выплаты ветеранам труда;

— открытие именных вкладов всем новорожденным ХМАО с 01.01.2000 года

Несомненно, что общественно-экономическая Система «Русский Мир» вовсе не была кем-то изначально помыслена, а затем целенаправленно реализована в деятельности Фонда поколений. Система пришла из практики конкретных действий, когда решая конкретные задачи налаживания производств и сопутствующей им социальной инфраструктуры, я по элементам стал видеть и соединять воедино её составные части.

Собственно говоря, в «чистом виде» предлагаемая Система и не могла быть заявлена ярко и открыто, поскольку фактом своего существования бросала бы вызов существующей ныне системе. И я не уверен, что был бы сейчас жив и смог бы писать сейчас эти строки. Осмысление Системности нашей работы в 1994-2008 годах пришло только сейчас – на годы позже.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Информация к объединению сообщества

Самоорганизация граждан в Российской Федерации. 

В самоорганизации общества имеются трудности. Объективные — нет достаточного количества активных людей. Субъективные — общие трудности организации, связанные с рядом причин Подробнее...

Президент о самоорганизации граждан

В. В. Путин

"Каждая конкретная территория должна сама решить, как строить систему местной власти, какая форма организации местного самоуправления в наибольшей степени отвечает интересам граждан..." Подробнее... 

Соратники